ЗАКАЗАТЬ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ

Как научить ребёнка читать с помощью метода Монтессори?

23 апреля 2025 г.

Метод Монтессори позволяет развить у ребенка большинство навыков, необходимых для успешной взрослой жизни. Система позволяет, в том числе, и научить читать. Ниже расскажем, как это сделать правильно, используя методы данного подхода.

Взаимосвязь чтения и письма

Как правило, два этих навыка развивают практически одновременно – это касается абсолютного большинства подходов к обучению детей. Письмо предполагает выведение букв на бумаге, составление из них слов, предложений и небольших текстов, а чтение – их интерпретацию, озвучивание и понимание. Одно с другим тесно связано. Но с чего лучше начать? Чему обучать малыша в первую очередь – письму или чтению?

Девочка составляет слова из букв

Традиционный подход и система Монтессори отвечают на этот вопрос по-разному. Классическая школа учит сначала читать, а уже потом писать. Метод Монтессори рекомендует делать наоборот. Это связано со следующими моментами:

  • Метод обучения данным навыкам чаще приходится на 3-4 года. В этом возрасте дети очень активны и подвижны. Они настроены на познавание мира и постоянное перемещение в пространстве. Им гораздо проще сначала научиться правильно двигать рукой, выводя буквы, чем проявлять усидчивость с книжкой в руках.
  • Такое решение лучше укладывается в картину естественного развития ребенка. Малыш сначала осваивает устную речь, затем фиксирует на бумаге звуки и слова, а потом читает написанное. В такой последовательности обучение происходит без больших трудностей.

Когда учить ребенка читать

Как мы уже отметили, обычно дети постепенно приходят к этому в 3-4 года. Однако это не означает, что именно так и будет в вашем случае. Малыши разные. Один может быть готов к этому в 2 года, а другой уже после 4 лет. Не нужно форсировать его развитие и увлекаться методиками раннего освоения букв. Достаточно обращать внимание на естественный интерес. Малыш при листании книжек начал разглядывать не только картинки, но и текст под ними? Можно попробовать познакомить его с буквами.

Учим ребенка читать: 4 основных этапа

Разложим весь процесс развития этих навыков на понятные этапы:

  1. Развиваем речь и расширяем словарный запас. Для этого используют дидактические карточки и звуковые игры. Можно задействовать кубики или фигурки животных, предметы быта. Проговаривайте ребенку, как называется вещь, что изображено на картинке. При этом старайтесь тщательно артикулировать. Помогите ему понять, какими звуками начинается и заканчивается каждое слово, а затем тренируйте навык такого распознавания. Достаточно взять в руку любой предмет и спросить «на какой звук это начинается?». Можно действовать наоборот. Например, дайте задание найти в комнате все предметы на К, потом на Б и так далее. Говорите с малышом, читайте ему, ставьте аудиосказки.
  2. Осваиваем вид букв. В системе Монтессори для этого используют шершавый алфавит. Его можно купить в специализированных магазинах или сделать самостоятельно из бархатной бумаги. Подготовьте все буквы в строчном варианте. Показывайте их ребенку, называйте, приводите примеры слов. Затем попросите его обвести каждую букву пальцем. Так он подключит моторику рук и активизирует дополнительные зоны мозга для эффективного запоминания. За раз осваивайте не более 3-4 букв.

Составление слов из букв

  1. Учимся писать. Малышу может быть трудно удержать шариковую ручку или карандаш. Чтобы он не отвлекался на эти физические усилия, на первых этапах можно дать ему песок и попросить вывести освоенные буквы там. Затем пусть попробует написать то же самое мелком. Потом можно переходить к карандашам с мягким грифелем или фломастерам. Параллельно продолжайте выкладывать слова из шершавой бумаги. От отдельных букв постепенно переходите к слогам и простым словам.
  2. Учимся читать. Ребенок, скорее всего, сам захочет озвучить написанное. Помогите ему в этом. Покажите пример. Читайте написанное медленно, тщательно проговаривая звуки и соединяя слоги. При этом начинать лучше со слов, который слышатся и пишутся одинаково. Предложите малышу повторить за вами. Через несколько занятий можно переходить к карточкам с отдельными словами, а затем – к простым детским книжкам.

Даже если ваш малыш начал ходить в специализированное заведение, такое как Монтессори-школа «Земляне», не бросайте домашние упражнения. Это важно для устойчивого и успешного освоения данных навыков.